Чартер или «регулярка» - вот в чем вопрос

На заметку
Сезон «хороший» и «не очень»
Все ниже, и ниже, и ниже…
Кто не платит, тот не виноват
Доверяй, но проверяй
Гражданин, не кричите!
Сам себе путеводитель
Виза - «за» и «против»
Интернет - дело тонкое
О детях, собаках и пропавших чемоданах
Авиабилет: что к чему
Чартер или «регулярка» - вот в чем вопрос
Десять тысяч - полет нормальный
«А я в Россию, домой хочу!»
Отдых не для всех
Красиво жить не запретишь
«И звезда с звездою говорит»
Слово «чартер» на слуху у российских туристов уже давно. Времена абсолютной монополии регулярных рейсов канули в лету, а у путешественника появилась возможность выбора типа перелета. Если с регулярными рейсами более или менее все понятно, то на чартерах остановимся чуть подробнее: понимание разницы облегчит выбор.

Итак, что такое чартер и чем он отличается от «регулярки»? Чартер - это рейс вне расписания. Он выполняется по заказу, причем заказчиком может выступать кто угодно, будь то частник или фирма. Основные условия, предъявляемые к заказчику, - платежеспособность и возможность продать билеты на купленный рейс. Обычно заказчиками чартерных рейсов являются крупные туроператоры, работающие на массовых туристических направлениях. У них и с финансами все в порядке, и возможность продажи налицо: билеты продаются как своими силами, так и с помощью агентской сети, которая наработана у каждого оператора. Иногда какой-то отдельно взятый туроператор рискует выкупить рейс на определенном направлении, но чаще несколько крупных фирм объединяют свои усилия и покупают рейс вскладчину. Прибыль на каждого участника, естественно, уменьшается, зато билеты продавать легче. Иногда заказчиком рейса выступают авиаброкеры. Они оплачивают рейс, а потом продают блоки мест туроператорам. Бывает, что чартер на своих собственных воздушных судах организует и сама авиакомпания, особенно летом, когда самолеты на основных курортных направлениях «грузятся» хорошо.

Следующее отличие - чартерные рейсы могут быть назначены на любой день и любое время в соответствии с требованиями заказчика. Регулярные рейсы в этом вопросе строго подчиняются расписанию, утвержденному на определенный срок (обычно на шесть месяцев вперед). Направление чартера тоже может быть любым: хозяин - барин. Естественно, вопросы даты, времени вылета и аэропорта прибытия всегда согласовываются с наземными службами, но при своевременной оплате рейса проблем и серьезных разногласий обычно не возникает. Купив рейс, заказчик имеет исключительное право продажи билетов на него. Реализацией занимается или он сам, или агентства, имеющие с ним соответствующий договор. Цену на свои билеты заказчик, естественно, тоже диктует сам: в процессе продажи цена на билеты одного и того же рейса может меняться несколько раз в зависимости от эффективности продаж. Заказчик не может себе позволить «возить» пустое кресло на оплаченном рейсе, поэтому только на чартер за день до вылета можно взять билет буквально за бесценок (при наличии свободных мест, разумеется).

И все же основное отличие между двумя видами перевозки заключается в стоимости билетов. Исключения из этого правила - большая редкость. Почему чартер обходится дешевле «регулярки»? Продавая рейс заказчику, авиаперевозчик полностью перекладывает на него риск по продаже билетов, а за это делает тому большую скидку на стоимость каждого кресла в салоне. Теперь хозяин чартера может снизить цену на билеты и продавать их дешевле «регулярки», тем самым привлекая клиентов. Конечно, любая дешевизна имеет свою оборотную сторону. Чартеры в этом плане - не исключение. Считается, что обслуживание на борту заказного рейса более низкого качества, велик риск задержек и опозданий, жесткие тарифные правила (чартерные авиабилеты за крайне редким исключениям обмену и возврату не подлежат), минимальное количество льгот, возможна замена аэропорта прибытия или вообще отмена вылета запланированного рейса.

Существует несколько разновидностей чартерных рейсов. Так называемый «отстойник», то есть чартер с отстоем - это такой перелет, который рассчитан на разовый вывоз группы туристов на определенный курорт и возврат этой же группы назад. Говоря простыми словами, самолет привозит туристов на курорт и ждет в аэропорту прилета, пока не закончится срок поездки. Конечно, такая стоянка стоит денег, но за аренду места на аэродроме обычно приходится платить меньшую сумму, чем за два «холостых» полета пустого борта. Отстойные чартеры - не слишком выгодное мероприятие. Обычно к ним прибегают в пиковые даты (например, на Новый год), когда общее существенное повышение цен на турпутевки позволяет безболезненно оплатить аэропорту отстой самолета.

Еще существуют так называемые шаттл-чартеры. В отличие от «отстойников» они рассчитаны на периодичные полеты по одному направлению в течение туристического сезона. В щаттл-программах самолет не простаивает в аэропорту. Выгрузив привезенных туристов, он принимает на борт ранее прилетевших и уже отдохнувших пассажиров и вылетает обратно. Здесь есть свой минус: заказчику приходится оплачивать два холостых полета. Первый - в начале сезона, когда самолет вынужден возвращаться пустым, отвезя на курорт первую в году группу отдыхающих, второй, соответственно, в конце сезона, когда пустой борт летит за последней группой клиентов. Несмотря на этот минус, такой вид чартерных программ наиболее популярен среди российских туроператоров. А для того, чтобы избежать убытков из-за двух холостых полетов, заказчик поднимает цены на пиковые даты, доводя их до максимума.

Сплит-чартеры - это своего рода совмещенный рейс, когда на одном участке пути пассажир летит на «регулярке», а на другом - на чартере. Иногда этот вид перевозки диктуется экономическими соображениями, а в некоторых случаях объясняется отсутствием в каком-либо из пунктов назначения возможности принять регулярный рейс. Например, при перелете на тайский курорт Паттайю некоторые туроператоры используют «Узбекские авиалинии». До Ташкента летим на «регулярке», а оттуда в Таиланд - на чартере. На экзотические острова Индийского океана многие туроператоры отправляют своих туристов через Дубаи. В Дубаи пассажира прибывают регулярными рейсами европейских авиакомпаний, а оттуда летят на Мальдивы и Сейшелы чартерами местных авиалиний.

И, наконец, поличартерная перевозка - это тоже совмещенный рейс, но состоит он из двух или более чартеров.

Несмотря на все эти сложности и мелкие недостатки, народ чартеры любит и летает ими охотно. Люди мы непритязательные, а разница между ценой билета на чартер и «регулярку» бывает очень существенной. Так что на всякие досадные накладки курортный народ, как правило, закрывает глаза. А вот для VIP пассажиров (очень важных персон) и индивидуальных туристов, купивших тур повышенной стоимости, в качестве перевозчика все-таки рекомендуем регулярный рейс, выполняемый надежной и комфортной авиакомпанией.