Авиабилет: что к чему

На заметку
Сезон «хороший» и «не очень»
Все ниже, и ниже, и ниже…
Кто не платит, тот не виноват
Доверяй, но проверяй
Гражданин, не кричите!
Сам себе путеводитель
Виза - «за» и «против»
Интернет - дело тонкое
О детях, собаках и пропавших чемоданах
Авиабилет: что к чему
Чартер или «регулярка» - вот в чем вопрос
Десять тысяч - полет нормальный
«А я в Россию, домой хочу!»
Отдых не для всех
Красиво жить не запретишь
«И звезда с звездою говорит»
Выбирая в качестве средства передвижения самолет, грамотный турист должен хотя бы немного ориентироваться в указанной в нем информации. Это касается не только самостоятельных путешественников, но и тех, кто, купив тур в агентстве, получил билеты в пакете с остальными документами.

Итак, у вас в руках авиационный билет - ваш главный проездной документ на время воздушного путешествия. Он же играет роль договора между вами и обслуживающей вас авиакомпанией, которая, кстати, имеет право, несмотря на приобретенный билет, не допустить к перевозке пассажира с неоформленными надлежащим образом документами.

Авиационный билет имеет стандартную для подавляющего большинства авиаперевозчиков мира форму. По внешнему виду он напоминает стандартную книжечку, на внешнем бланке которой приведены общие правила данной авиакомпании, а на внутреннем указаны конкретные условия перелета. В случае беспосадочного рейса она состоит из четырех купонов: контрольный купон (зеленого цвета), агентский (розовый), полетный (бежевый) и пассажирский (белый).

Фамилия пассажира (NAME OF PASSENGER) на международных рейсах пишется латинскими буквами. Покупая билет, обязательно проверьте, совпадает ли написание вашей фамилии в билете с ее написанием в заграничном паспорте. Иногда бывают расхождения (в паспорте обычно используется французская транскрипция, а в билете - английская), если обнаружили ошибку - обратите на это внимание менеджера по авиабилетам и попросите сделать исправление. Кроме фамилии в данной графе должна быть указана первая буква имени пассажира, а также его пол: MR (мужчина) или MRS (женщина). Если с вами путешествует ребенок, то на него будет выписан такой же билет как на взрослого, а на сам бланк в кассе поставят штамп CHILD (ребенок).

Маршрут полета - эта информация указывается в графах, расположенных под графой NAME OF PASSENGER напротив указателей «ОТ/ FROM» (пункт отправления) и «ДО (ТО)» (пункт прибытия). В случае сложного маршрута, состоящего из нескольких посадок, все они обязательно указываются в маршрутных графах. Если в пункте отправления или прибытия имеется более одного аэропорта, то после названия города вылета/прилета указывается еще и код аэропорта, как правило, он состоит из трех латинских букв. Например, код московского аэропорта Шереметьево - SVO, Домодедово - DME или DMD. Если во время полета самолет делал посадку, то промежуточный пункт будет указан в билете только в случае изменения при этом номера рейса.

Код авиакомпании, осуществляющей перелет по вашему маршруту на регулярных рейсах, представляет собой сочетание из двух латинских букв (на чартерах количество букв может быть иным). Он указывается в графе ПЕРЕВОЗЧИК (CARRIER). У каждой авиакомпании мира есть собственный код. К примеру, у Аэрофлота код - SU, у старейшего российского «чартерника» Эй Джи Ти - AJT, а у другой известной чартерной компании Сибирь - S.

Следующая графа - номер рейса, которым вы летите: FLIGHT. Он обозначается цифрами: у регулярных рейсов их, как правило, три, у чартеров обычно четыре. Далее идет колонка CLASS - класс бронирования. Их существует несколько. Самые распространенные - F, P, A, они относятся к первому классу. Если в вашем билете стоят такие буквы, за вас можно только порадоваться: вас ждет максимально высокий уровень обслуживания, к тому же время перед вылетом в аэропорту вы можете провести в специальном зале для пассажиров вашего класса, где будут предложены бесплатные алкогольные и прохладительные напитки и легкие закуски, вдобавок вам подарят сувенир от авиакомпании. C, D, J, Z, I - бизнес-класс (повышенный уровень сервиса, увеличенное расстояние между креслами в салоне, улучшенное меню и качественные вина). Y и некоторые другие означают эконом-класс, самый популярный у народа класс перелета, причина популярности понятна из названия.

Идем дальше - колонка ДАТА (DATE) означает дату вылета и выглядит как обозначение месяца и числа, месяц пишется по-английски в сокращении из трех букв. Пример: 26 NOV - значит, летим двадцать шестого ноября.

Время вылета (TIME) - всегда указывается местное. Если вы приобрели билет с так называемой открытой датой вылета (то есть не знаете точно, когда полетите - такие тарифы существуют, они очень удобны, но стоят несколько дороже обычных), то в графе TIME ставится код OPEN (открытая дата).

СТАТУС (STATUS) - если вам гарантировано место в самолете, то в этой колонке стоит код ОК. Если вы пришли на регистрацию вовремя, а в самолете нет свободных мест (иногда бывает и такое), то авиакомпания обязана разместить вас в салоне более высокого класса. Если же там проставлены коды RQ или SA, то это так называемые билеты на подсадку: будет к окончанию регистрации в салоне свободное местечко - у вас есть шанс улететь. Если нет, придется подождать следующего рейса этой авиакомпании.

ВИД ТАРИФА (FARE BASIS) - тарифов существует много: экскурсионный, групповой, молодежный, годовой, тарифы PEX, APEX и т. д. Они отличаются друг от друга по стоимости и по количеству ограничений, накладываемых на пассажира. Билеты, приобретенные по минимальному тарифу (самые дешевые), как правило, не подлежат обмену, сдаче и переносу дат поездки. Если путешествие отменяется или откладывается, вам придется оплачивать билет повторно. Это касается билетов молодежного тарифа, а также тарифов PEX, APEX и некоторых других. В России это правило соблюдается жестко, а вот за границей, как говорится, торг уместен - иноземные авиационные кассы в этом вопросе иногда идут навстречу иностранным пассажирам, особенно, если те возвращаются на родину и хорошо умеют просить. Если финансы вам позволят купить билет первого или бизнес-класса, а также полный годовой тариф, то перенести дату вылета можно, причем часто бесплатно или за символический штраф.

Возраст пассажира в случае перелета на регулярных рейсах большинства авиакомпании может существенно влиять на стоимость билета. Если вы собрались в поездку с ребенком моложе двух лет, то ему, скорее всего, будет достаточно посадочного талона, который обойдется в символическую сумму (обычно в пределах 30-50 долларов), но лететь ему придется у вас на руках (без отдельного места). Свои скидки имеют лица старше шестидесяти лет, путешествующие вместе супружеские пары (одному из супругов этот тариф дает право на скидку в пятьдесят процентов от цены билета другого), семьи, вылетающие с детьми, а также молодежь в возрасте до двадцати пяти лет. Действие этих скидок ограничивается самыми различными условиями и зависит от массы причин: направления путешествия, авиакомпании, а иногда и сезона. Что касается чартерных рейсов, то выбор тарифов на них далеко не так широк, а скидки пассажирам - большая редкость.

Графы НЕДЕЙСТВИТЕЛЕН ДО и НЕДЕЙСТВИТЕЛЕН ПОСЛЕ (NOT VALID BEFORE / NOT VALID AFTER) комментировать излишне. Последняя графа в сетке НОРМА ПР. БАГAЖА (ALLOW) ограничивает количество килограммов, которые пассажир может провести бесплатно по данному тарифу. Вес бесплатного багажа зависит от маршрута и тарифа, по которому был куплен билет. В экономическом классе норма бесплатного багажа обычно варьируется в пределах 20-30 килограммов на человека, пассажирам бизнес-класса разрешают взять больше вещей - 30-40 килограммов, первый класс и в этом вопросе первый: здесь берем на борт от 40 до 50 килограммов. Кроме указанного веса можно взять с собой в салон ручную кладь не тяжелее 5 килограммов, причем существуют ограничения не только по весу багажа, но и по его габаритам. Весь сверхнормативный багаж придется оплачивать по тарифам, установленным авиакомпанией, рейсом которой вы летите.

В билете также приводится информация о стоимости и о том, как вы этот документ оплачивали. Вся информация о цене (тариф в валюте - FARE, тариф в рублях, если билет приобретался в России, - EQUIV. FARE PAID, размер аэропортовых сборов - TAX (обычно таксы включают в стоимость билета, но некоторые аэропорты взимают его наличными с каждого пассажира) и полная стоимость - TOTAL). Если платили наличными, так и напишут - CASH, с расчетного счета - INVOICE, расплатились кредиткой - CC.

Кроме этого в билете содержится информация служебного характера: номер брони, расчет тарифа (чем больше промежуточных пунктов у вашего полета, тем больше будет отрывных купонов в билете), коды и т.д. Впрочем, эти данные интересны только специалистам.