На главную Погода Турции Карты Турции Фото Турции Партнеры Контакты


 
 
Три османские столицы
От троянцев до Мавсола
Мозаика турецкой ривьеры
Крест и полумесяц...
Космические туфы Анатолии
Музыка в камне


Темы по рубрике:
Анкара
Богазкале
Сивас
Кайсери
Центр Каппадокии
За ослом Ходжи Насреддина
Яссы-Хююк
Сарыкей
Эскишехир
Кютахья
Афьонкарахисар
Памуккале
Акшехир
Конья
Центр Каппадокии

Из Кайсери по дороге, идущей на юго-запад, мы попадаем в самый центр легендарной Каппадокии, лежащий между городами Ургюп и Невшехир и представляющий собой своеобразный ландшафтный заповедник площадью в 288 кв. км.

Примерно три миллиона лет назад произошли мощные извержения вулканов Эрджиес и Хасандагы. В результате окружающие долины и плато были залиты раскаленной лавой. Со временем под воздействием ветра, дождей и речных потоков произошло вымывание мягких вулканических пород. Это волшебным образом преобразило местный пейзаж. Ныне он представляет собой переплетение глубоких каньонов, среди которых вдруг возникают конусообразные или пирамидальные скалы с вершинами самого необычного вида. Одни из них похожи на островерхие колпаки, другие — на широкополые шляпы или огромные «блины». Кажется, что это не скалы, а гигантские грибы. Турки называют их «Пери баджалары» — земляные пирамиды. Картина обретает еще более фантастический вид в силу необычной и разнообразной цветовой гаммы скальных пород. В зависимости от солнечного освещения они меняют окраску — от розовой и золотой до зеленой и фиолетовой.


Одно из самых запоминающихся мест — грандиозный 15-километровый каньон Ихлара в окрестностях Хасандагы. Прорезанный рекой Мелендиз в вулканических отложениях на глубину 100–150 метров каньон поражает своеобразной и неповторимой естественной красотой.


Замечательной особенностью этих мест является сочетание воздействия природных сил и усилий многих поколений людей, создавших уникальные подземные города и скальные монастыри и церкви.

После распада Римской империи Каппадокия как отдельное государство перестало существовать и превратилось в одну из провинций Византии. Однако она сохранила свою роль центра военных операций на Востоке. Правда, начиная с VII—VIII вв., жителям Каппадокии приходилось все больше заботиться об обороне своих земель от набегов персов, а затем арабов. Неоднократно от этих нашествий страдала и столица Каппадокии — Эвсебия (Кайсери). Чтобы предотвратить новые нашествия, византийцы строят многочисленные крепости по дорогам, ведущим к Каппадокии с юга, и организуют систему сигнальных огней, которые должны предупреждать об угрозе нападений.
Еще одной мерой для защиты местного населения становится строительство подземных городов, где тысячи мирных жителей могли укрыться на долгий срок. Византийский автор второй половины Х в. Лев Диакон, рассказывая о Каппадокии, упомянул о подземных городах, назвав их обитателей «троглодитами». Он несомненно знал, что этот термин впервые употребил греческий географ и историк I в. до н. э. Страбон, описывая людей, которые «жилища себе вырывают в земле».

Наиболее известны и посещаемы подземные города в Каймаклы и Деринкюйю (соответственно 20 и 29 км к югу от Невшехира). Они опускаются на глубину до 40 м, состоят из 8—9 подземных ярусов, которые напоминают настоящие лабиринты со множеством жилых и рабочих помещений, складов, церквей и своеобразной системой вентиляции, обеспечивающей поступление свежего воздуха.

Вид подземного города Каймаклы

На территории этого района насчитывается свыше 600 скальных церквей, сооруженных в VI—ХI вв. Церковная роспись позволяет разделить их на две группы. Одни из них относятся к более раннему периоду — эпохе иконоборчества, когда иерархи православной церкви при поддержке константинопольских императоров запрещали и уничтожали иконы с изображением Иисуса и христианских святых (VIII—IХ вв.). Для фресок этого времени характерны символические сюжеты и простой геометрический орнамент.

Другие церкви принадлежат к более позднему времени (Х—ХI вв.). Росписи в них выполнены на штукатурной основе и представляют сцены из жизни Христа и его сподвижников.

Особой популярностью у туристов пользуется музей под открытым небом у современной деревни Гереме, состоящий из ряда скальных монастырей и церквей. Некоторые поселения в здешних местах датируются 4-м тысячелетием до н. э. В античную эпоху на территории Гереме существовал город, известный как Мачан. Позже он стал одним из центров православного монастырского строительства. Город сильно пострадал во время арабских нашествий, но был восстановлен во второй половине IХ в. Самая старая из сохранившихся церквей Гереме относится к VI—VII вв., все остальные — к Х—ХI вв. Большинство из них невелики по размерам и состоят из одного помещения, но есть и значительно более крупные сооружения. Таков, в частности, женский монастырь, вырубленный в скале и состоящий из четырех церквей, а также ряда помещений для еды и отдыха, расположенных на четырех уровнях и соединенных внутренними переходами.

Тем, кто интересуется византийской фресковой живописью и иконописью, следует обязательно посетить четыре уникальных церкви. Прежде всего, церковь св. Варвары, о характере мистических сюжетов ее росписи споры не прекращаются по сей день; Змеиную церковь (название дано по фреске, на которой знаменитые святые Каппадокии Георгий и Феодор поражают дракона); самую большую и лучше всех сохранившуюся церковь Токалы (Токалы килисе), состоящую из двух смежных церковных сооружений с росписью, относящейся к эпохе «македонского ренессанса» (2-я половина Х в.), и, наконец, наиболее известную — Каранлык килисе — Темную церковь, где из-за слабого дневного освещения гораздо лучше сохранились росписи куполов, стен и перекрытий.

Гереме. Музей под открытым небом. Церковь Эльмалы Яблоневая

В нескольких километрах к северу от Гереме находится другой музей под открытым небом — скальный монастырский комплекс Зелве. Он состоит из тысяч домов, церквей и прочих построек, вырубленных внутри крутых утесов. Церкви Зелве, роспись которых сильно пострадала от времени, были построены в период иконоборческого движения в VIII в., когда родился так называемый «каппадокийский стиль» в росписи церквей. В районе Гереме и Зелве в Каппадокии до сих пор сохранились скальные церкви, где можно увидеть различные символы христианства. Например, виноградную лозу — символ Христа, рыбу по-гречески «iktus» — аббревиатура словосочетания «Iesous Krisros Teon Uios Soter», т.е. «Иисус Христос Сын Бога Спасителя», голубя — символ мира и св. Духа, оленя — символ души, павлина — знак Воскресения.

Рядом с Зелве находится долина Пашадагы, известная своими скалами с двумя-тремя островерхими «колпаками». Она была излюбленным местом для монахов-отшельников. В одной из этих скал сохранились рисунки, посвященные жизни св. Симеона, который, по рассказам, провел многие годы на вершине этой скалы, и тем прославился.

Из Гереме можно вернуться в Анкару по дороге, идущей от Невшехира к Кыршехиру. Посреди пути, между этими двумя городами, находится небольшой поселок Хаджибекташ — исторический центр суфийского ордена бекташей, тесно связанного с янычарским корпусом.

Орден был основан уроженцем этих мест Хаджи Бекташ Вели (1242—1337). Его последователи проявляли терпимость ко всем религиям, придавая основное значение внутреннему состоянию верующего, а не внешним признакам веры. Они не требовали соблюдения мусульманской обрядности, допускали употребление вина и появление на улице женщин с открытым лицом, но настаивали на безбрачии. Концепция христианской Троицы трансформировалась у них в убеждение о единстве Бога, Мухаммеда и Али (четвертого халифа, которого мусульмане-шииты почитают наравне с Мухаммедом). В поселке сохраняется обитель (дергях) бекташей и гробница основателя ордена. Здесь же с 1967 г. организован музей, где можно увидеть костюмы и прочие атрибуты бекташей.

Следуя далее на северо-запад, мы попадаем в Кыршехир, небольшой провинциальный город, имеющий богатое историческое прошлое, которое восходит к хеттским временам. Однако имеющиеся здесь исторические достопримечательности относятся к сельджукской эпохе. В первую очередь отметим гробницу покровителя малазийских ремесленников, особенно кожевников, Ахи Эврена (1236–1329). Ему посвятил одну из своих работ известный русский ученый академик В. А. Гордлевский, специально собиравший материал по этой теме. В этом же городе похоронен средневековый турецкий поэт — суфий Ашик-паша (1272–1333), получивший известность благодаря своей поэме «Книга чужака-скитальца».

Переправившись по старинному сельджукскому мосту через реку Кызыл-ырмак, путники оказываются у озера Гельбаши, на берегу которого можно отдохнуть перед въездом в Анкару.



© 2005-2006 Insar. Все права защищены
Разработано