|
|
|
Кайсери |
За перевалом Лялели, у подножья потухшего вулкана Эрджиес, лежит еще один крупный провинциальный центр — Кайсери. Его существование прослеживается с начала I-го тысячелетия до н. э. После персидского владычества город в течение 400 лет оставался столицей государства Каппадокия под названием Эвсебия, а при римлянах — Цесарея. Арабы, которые в византийскую эпоху четыре раза (690, 726, 729, 733 гг.) захватывали город, называли его Кайсарийа. С 1071 г. Кайсери находился в составе государства Сельджукидов Малой Азии, а после его распада — в княжестве Эретна. За обладание городом шла ожесточенная борьба между османскими правителями и эмирами бейлика Караман. Позже в борьбу включились султаны мамлюкского Египта. Лишь после 1515 г. Кайсери окончательно вошел в состав Османской империи.
В городе сохранился ряд интересных памятников сельджукской и османской эпох. Рядом с площадью Джумхуриет, откуда обычно начинаются экскурсии, высится цитадель, построенная сельджуками на месте византийской крепости V в. К востоку от крепости расположен комплекс религиозных и благотворительных учреждений — имарет, сооруженный в XIII в. по воле Махбери-хатун — матери сельджукского султана Алаеддина Кейкубада. К нему относятся мечеть с богато декорированным порталом, Хоанд-джами — духовное училище, Хоанд-медресеси и баня. Здесь же расположена беломраморная усыпальница Махбери-хатун, к которой примыкает здание Археологического музея, где хранятся уникальные материалы хеттского и фригийского времени. К числу старейших построек Кайсери относятся Большая мечеть (Улу джами), возведенная в 1135 г. по указу захватившего город султана Мелика Гази Данышмендида. При сельджуках Кайсери был важным центром просвещения, поэтому среди сохранившихся исторических памятников так много медресе. Несомненный интерес в архитектурном отношении представляет Чифте-медресе — первое средневековое учебное заведение, где преподавали анатомию, сооруженное в 1205 г. по воле сельджукского султана Гияседдина Кейхюсрева (ум. 1211), а также чудесное Сахибие-медресе.
Особого внимания заслуживает мавзолей «Донер кюмбети» («Вращающийся купол»), который является классическим образцом сельджукской архитектуры второй половины ХIII в. Построенный из желтоватого камня, этот мавзолей представляет собой круглое сооружение на высоком четырехугольном постаменте. Его внешние стены разделены 12 арками, что и создает иллюзию вращения. Каждая из арок украшена растительным или геометрическим орнаментом. Над дверью в мавзолей, где похоронена султанская дочь Шах Джихан-хатун, сохранилось изображение двух львов с человеческими головами. Слева от входа — рельефное изображение дерева, над которым виден двуглавый орел, а ниже — два льва, охраняющие дерево.
Еще одна достопримечательность Кайсери — рыночный квартал, в центре которого находятся крытый базар — бедестан и большой караван-сарай сельджукской эпохи, называемый Везирхан. Свою известность рынок получил в первую очередь благодаря огромному разнообразию ковров ручной работы, которые производятся в Кайсери или привозятся из других районов страны.
Любители древностей, несомненно, захотят посетить городище Кара-хююк в 22 км от Кайсери. Здесь с 1893 г. ведутся археологические раскопки. Ученым удалось отыскать остатки хаттского политического и культурного центра — городка Каниш (другое название — Неса). В 1190 г. он был уничтожен пожаром, но среди развален в нижней части поселения, представлявшего его торговую часть — «карум», была найдена огромная коллекция (свыше 15 тысяч) клинописных глиняных табличек. Их изучение еще далеко от завершения, но уже сейчас ясно, что они представляют переписку торговых агентов, державших в своих руках всю торговлю Малой Азии, Северной Сирии и Северной Месопотамии на рубеже ХХ—ХIХ вв. до н. э.
|
|
|