|
|
|
Музыка в камне (Восточная Анатолия) |
Обычно мы употребляем как синонимы два разных географических понятия: "Малая Азия" и "Анатолия". Но ученые так не считают. По их мнению, Малоазийский полуостров составляет лишь ту часть Анатолии, что лежит к западу от линии, проведенной от города Орду на Черном море до города Адана на Средиземном. Остальную территорию азиатской Турции и составляет Восточная Анатолия. Эта обширная область распадается, в свою очередь, на два района собственно Восточную Анатолию и Юго-Восточную Анатолию (Северная или Верхняя Месопотамия).
Основную часть первого из них занимают массивы северной и южной анатолийских горных дуг. Это самая возвышенная часть Турции, в среднем около 1500 м над уровнем моря. Здесь самые высокие горные вершины, достигающие уровня вечных снегов. Здесь же истоки многих рек, в том числе Тигра (Диджле) и Евфрата (Фырат). Между горных хребтов, идущих, как правило, в широтном направлении, располагаются обширные котловины и плодородные речные долины.
Верхняя Месопотамия во многом напоминает Центральную Анатолию, только само плоскогорье похоже скорее на жаркую и пыльную полупустыню, с которой резко контрастирует буйная зелень долины Двуречья. Эти земли тесно связаны с библейской историей.
Согласно Книге Бытия, родоначальник еврейского народа Авраам, потомок Ноя, провел здесь часть своей жизни. Он родился в Уре Халдейском, которые некоторые историки идентифицируют с современным городом Урфа. Здесь он женился на Сарре, а потом его семья отправилась в земли Ханаана. По дороге, в городе Харан, отец Авраама Фарра ( Терах) умер. Здесь Бог повелел Аврааму оставить родную страну, обещая сделать его народ великим.
Восточная Анатолия привлекала к себе богатством недр, обширными лесными массивами, прекрасными пастбищами и водными источниками. Но в еще большей степени тем, что служила своеобразным перекрестком на путях массовых людских потоков, которые двигались из-за гор Кавказа к Месопотамии, из центра Азии к Эгейским берегам или в обратном направлении.
Вполне естественно, что здесь очень рано появились очаги человеческой культуры. Конечно, возможности для развития местных народов были не столь благоприятны, как в Южной Месопотамии. Поэтому первые крупные государства образуются в Восточной Анатолии несколько позже во втором тысячелетии до н. э. Об одном из них государстве Митанни (ХVII ХIII вв. до н. э.) следует сказать особо. Основная масса его населения состояла из хурритов группы племен, родственных (по языку) народам Кавказа, хотя в их письменных источниках немало индийских слов и имен индийских божеств. По мнению ученых, "митаннийские арии" были первой волной индоевропейцев в Передней Азии. Они принесли с собой начало коневодства, что так полно отразилось в трактате о тренинге лошадей митаннийца Киккули (ХIV в. до н. э.). Благодаря легким боевым колесницам войска митаннийцев сумели подчинить значительную территорию от озера Ван на севере до Восточного Средиземноморья на западе и до Вавилона на юге.
На смену Митанни пришло государство Урарту (ХI VII вв. до н. э.), центр которого был восточнее озера Ван. Своего расцвета оно достигло в VIII в. при царях Аргиште I и Сардури II. Об этом мы знаем по сохранившимся наскальным текстам, найденным на берегу озера. Население Урарту отличалось высокой самобытной культурой, которую унаследовали народы Восточной Анатолии и Закавказья.
В VII VI вв. до н. э. Восточная Анатолия стала ареной нашествий как со стороны своих северных соседей пришедших из Причерноморья киммерийцев и скифов, так и восточных и южных ассирийцев и ираноязычных мидян. Затем наступило долгое время персидского господства. Территория региона была поделена на сатрапии, каждая из которых должна была ежегодно отправлять дань в 200-400 талантов серебра правителям державы Ахеменидов.
После разгрома древнеперсидской державы начинается греко-римская эпоха в истории Восточной Анатолии. На это время приходится довольно широкого распространение христианства в , городах Верхней Месопотамии и Восточного Закавказья. Одним из первых городов, где появились христианские общины, была Эдесса (современная Урфа). Вот что писал об этом историк христианской церкви Евсевий Памфил: "После воскресения Христа из мертвых и вознесения, Фома, один из двенадцати, по внушению Божию, отправляет Фаддея, принадлежавшего к числу 70 учеников Христовых, в Эдессу благовествовать учение Христа".
С новой силой вооруженное противостояние в регионе развернулось с III в. н. э., когда противником римлян, а позже византийцев становится Сасанидский Иран. В 640 г. в конфликт включились правители Арабского халифата, подчинившие себе Иран и стремившиеся утвердиться в Закавказье и Малой Азии На смену арабам пришли новые завоеватели тюрки-сельджуки. В Восточной Анатолии почти одновременно образовалось несколько тюркских княжеств эмиратов. Один из них был создан неким Менгучеком Гази и включал территорию между современными городами Эрзинджан, Кемах и Дивриги. В 1080 г. эмир Салтук устанавливает свою власть над районом Феодосиополя (Эрзурума). Еще один эмират Артукидов объединил земли вокруг городов Диярбакыр, Мардин, Харпут. В первой половине ХIII в. все они должны были признать в той или иной форме власть султанов Коньи, но она оказалась кратковременной.
После ухода монголов из Малой Азии в 40-х годах ХIV в. территория Восточной Анатолии оказалась поделена между двумя конфедерациями туркменских племен Аккоюнлу (Белобаранные) и Каракоюнлу (Чернобаранные). Воспользовавшись их взаимным соперничеством, османские султаны сумели к началу ХVI в. подчинить себе их владения. Так Восточная Анатолия окончательно вошла в состав Османской империи.
В последующие столетия территория Восточной Анатолии часто была зоной сражений между войсками османских султанов и правителей сефевидского Ирана, а в ХIХ в. между турецкими и русскими армиями. Бесконечные войны крайне негативно сказывались на экономической жизни местного населения, вынужденного страдать из-за высоких налогов, систематических поборов военных и гражданских начальников. Отсюда заметное отставание этой области от других частей Турции, крайняя бедность здешних крестьян и ремесленников.
Даже приход к власти кемалистов не изменил ситуацию. Районы Восточной Анатолии продолжали оставаться отсталыми вплоть до 80-х годов ХХ в. Не случайно здесь были весьма часты различные антиправительственные выступления, особенно курдского населения. Лишь в последние десятилетия разработаны и стали реализовываться планы ускоренного экономического и культурного развития восточных провинций страны. Свидетельством тому гигантский гидроэнергетический комплекс на Евфрате, недалеко от г. Урфа. Однако до Урфы еще надо добраться. Посещение этого города входит в маршрут, который мы условно называем "На земле царя Немрута".
|
|
|