|
|
|
Эфес |
Тому, кто сегодня приедет в Эфес, может показаться удивительным, что этот город был когда-то портом. Сейчас он отстоит от моря на несколько километров из-за илистых отложений, скопившихся в дельте реки Малый Мендерес. И тем не менее, 5 тысяч лет назад это место привлекло к себе возможных поселенцев именно потому, что располагалось на берегу удобной бухты. Первыми здесь поселились карийцы. О происхождении карийских племен известно мало. В поэмах Гомера карийцы упоминаются как союзники защитников Трои. Предполагается, что когда-то они пришли на эту землю с моря, освоив сначала острова. Уступив свое место грекам-ионийцам, которые стали завоевывать побережье Эгейского моря, начиная с XII в. до н. э., карийцы оставили в память о себе культ, как нельзя более соответствующий природе этих мест — культ богини плодородия. И пришлые греки, познавшие на своей родной каменистой и скудной на урожай земле, по словам Геродота, «школу бедности», не только оценили значение такой небесной покровительницы, но и возвели ее на еще более высокий пьедестал. Культ карийской богини земледельцев постепенно слился с культом покровительницы охотников. В честь Артемиды, дочери Зевса, вечной девственницы и защитницы матерей, жители Эфеса возводили свои жертвенники и храмы.
|
Эфес. Храм Артемиды |
Антипатр Сидонийский, тот, с чьей легкой руки во II в. до н. э. по миру разнеслась весть о семи чудесах света, писал: «…но лишь увидел я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч, / все остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа / солнце не видит нигде равной ему красоты».
Знаменитый храм Артемиды был построен чуть в стороне от города — на месте, где прежде располагалось святилище карийской богини плодородия. Когда во время археологических раскопок был обнаружен фундамент храма, появилась возможность более или менее точно восстановить облик всего сооружения. В длину святилище Артемиды составляло 105 м, в ширину — 51 м. Крышу храма поддерживали 127 колонн 18-метровой высоты, установленные в 8 рядов. В создании скульптурных украшений храма, в буквальном смысле на конкурсной основе, принимали участие лучшие мастера греческого мира. В целле (небольшой зал в центре храма, собственно святилище) было установлено изображение богини. Сама статуя, предположительно, была деревянной, видимые части тела покрыты тонкими пластинками слоновой кости, а волосы, украшения, одежда и другие детали — золотом и серебром. Храм использовался не только для проведения религиозных церемоний. Он был одновременно финансовым и деловым центром Эфеса.
Согласно легенде, в 356 г. до н. э., в ночь, когда в Пелле, в столице Македонии, родился будущий Александр Великий, некий тщеславный гражданин Эфеса по имени Герострат учинил в храме пожар.
Однако к началу III в. до н. э. храм был отстроен заново. Внешне он выглядел так же, как и его предшественник.
Во время нападения готских племен в III в. н. э. храм был разграблен и даже частично разрушен. При императоре Феодосии I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли. Постепенно его стали разбирать на части и использовать как источник строительных материалов для новых построек. Один из примеров — храм св. Софии в Константинополе, куда из Эфеса были привезены 8 порфировых колонн.
Интересно, что создатели первого храма, боясь землетрясений, специально выбрали для строительства болотистую местность и соорудили мощнейший фундамент. Но храм все равно исчез с лица земли, хотя и не в результате природной катастрофы. На протяжении столетий люди растаскивали его по частям. Сейчас на месте этого «чуда света» высится всего одна колонна.
История причудливо распоряжается своими памятниками.
За 600 лет греки-ионийцы сумели превратить Эфес в крупный торговый центр Эгейского района. В этом качестве он представлял безусловный интерес для правителей других государств Малой Азии. В 560 г. до н. э. город был захвачен лидийским царем Крезом, который, со своей стороны, способствовал преуспеянию Эфеса и превращению его в один из богатейших городов Средиземноморья. После поражения Креза в войне с царем Киром город попал под господство персов, которое продолжалось вплоть до прихода в Малую Азию армии Александра Македонского. Дальнейшее развитие города связано со временем правления Лисимаха, одного из полководцев Александра Великого. В 133 г. до н. э. Эфес, как часть Пергамского царства, вошел в состав Римской империи. На рубеже новой эры, при императоре Августе, в Эфес была перенесена столица римской провинции Азия. Остатки сооружений, которые дошли до нас, относятся именно к этому периоду истории города.
Первая археологическая экспедиция в эти места была организована по инициативе Британского музея в 1859—1874 гг. Сначала были раскопаны одеон и большой театр, а в мае 1869 г. работы продолжились в районе храма Артемиды. С 1895 г. в Эфесе начала свою деятельность группа исследователей Австрийского археологического института. Ими были открыты агора, Портовая улица, библиотека Цельса. В период Первой мировой войны работы были прерваны, но в 1926 г. австрийские археологи возобновили их. Только в 60-х гг. ученые смогли добраться до культурного слоя, относящегося к эллинистической эпохе.
|
Эфес. Большой театр |
Гимнасий Ведия был построен в 150 г. на средства богатого гражданина Эфеса Ведия Антония. Во время раскопок была обнаружена табличка с надписью, из которой следовало, что гимнасий был посвящен богине Артемиде. На территории сооружения было найдено несколько ценных статуй, выставленных теперь в археологическом музее Измира.
Стадион расположен недалеко от гимнасия. Он был сооружен при императоре Нероне (54–68 гг.). Длина стадиона — 228 м, ширина — 38 м. Когда-то он служил для состязаний колесниц, атлетических соревнований и боев гладиаторов. Сейчас здесь регулярно устраиваются бои верблюдов.
Портовая улица длиной 600 м и шириной 11 м была главной улицей города и пролегала от порта до театра. По обе стороны тянулись галереи, которые должны были защищать жителей города от дождя и ветра зимой и от жаркого солнца летом. Известно, что эта улица освещалась двумя рядами факелов.
Театр размещается у подножья холма. Он считался одним из самых больших на Эгейском побережье и мог вместить около 25 тысяч зрителей. Серьезные работы по перестройке театра были начаты при императоре Клавдии и завершены при Траяне.
От театра до Библиотеки Цельса ведет мраморная дорога. В нынешнем виде она существует с V в. На одной из плит, которыми она вымощена, сохранился образчик древней рекламы «Дома терпимости». Он состоит из трех изображений, вырезанных в плите: ступни левой ноги, указывающей направление, женского портрета и стилизованного сердца, пробитого в нескольких местах.
Агора была построена в I в до н. э. в виде открытой квадратной рыночной площади (110х110 м). В начале III в. при императоре Каракалле она была перестроена и сохранилась до наших дней примерно в таком виде, в каком она оказалась после землетрясения, произошедшего в IV в. Это был самый большой рынок города, где торговали абсолютно всем. Лавки торговцев располагались вдоль колоннады. Позади каждой было свое складское помещение. В центре площади находились водяные и солнечные часы.
Библиотека Цельса. Это здание являлось одновременно огромным читальным залом и надгробным памятником, так как было построено сыном бывшего римского консула, Цельса, над могилой отца. В 260 г. здание пострадало от пожара, однако фасад его уцелел. Его длина 21 м, а высота 16 м. В склепе, под нижним этажом, находится прекрасно сохранившийся саркофаг.
Одеон был построен во II веке н. э. По форме он напоминает большой театр, но уступает ему в размерах. Одеон был рассчитан всего на 1,5 тыс. человек. В отличие от большого театра он был покрыт дощатой крышей. Здесь устраивались музыкальные представления и проводились собрания городского совета.
История распорядилась таким образом, что Эфес и его окрестности являются местом паломничества не только по причине интереса к античности, но и потому, что именно здесь находился один из первых мировых центров христианства. В Эфесе проповедовал любимый ученик Христа, апостол Иоанн, которому церковная традиция приписывает авторство одного из четырех канонических текстов Евангелия. Центром проповеднической деятельности Иоанна стал Эфес. Из этого города он руководил жизнью христианских общин в городах Малой Азии — Смирне, Пергаме. В легендах, которыми окружена земная жизнь апостола, рассказывается, в частности, о том, что Иоанн, отказавшийся приносить жертву языческим богам, был доставлен в Рим к императору Домициану. Тот приказал бросить христианского проповедника в котел с кипящим маслом. Однако пытка не причинила Иоанну вреда. Тогда он был отправлен в ссылку на остров Патмос в Эгейском море. Здесь, на о. Патмос, он описал свое апокалиптическое видение, известное нам как Откровение Иоанна Богослова.
Согласно другой легенде, апостол Иоанн окончил свои дни в Эфесе, когда ему исполнилось 99 лет. Как-то в воскресенье он по заведенному порядку собрал людей в церкви, построенной в его честь. После проповеди Иоанн попросил выкопать яму рядом с алтарем, а вырытую землю вынести из храма. Когда его пожелание было исполнено, он спустился в яму, простер руки к небу и прочитал молитву. Внезапно на Иоанна снизошел небесный свет, и он исчез.
На месте кончины Иоанна действительно существовала небольшая базилика, перестроенная в VI в. по приказу императора Юстиниана. Развалины храма сохранились до наших дней. Их можно увидеть в близлежащем городе, Сельчуке, у холма, на вершине которого высится крепость византийских времен.
В Сельчуке находится относительно небольшой археологический музей, располагающий, однако, одной из самых богатых и ценных коллекций произведений античного искусства. В частности, в одном из залов выставлены находки, сделанные на месте раскопок храма Артемиды Эфесской.
Еще одним местом паломничества в районе Эфеса является домик Девы Марии, в котором, по преданию, она провела свои последние дни. В главе 19-й Евангелия от Иоанна говорится: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено, се сын Твой. Потом говорит ученику: се Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе». Учеником был апостол Иоанн, вместе с которым пресвятая дева оказалась в Малой Азии между 37 и 45 гг. н. э. Рассказ о том, что именно в этих местах завершила свой земной путь Богоматерь, основывался на преданиях, сохранявшихся с давних времен у жителей Эфеса. У местных христиан существовал также обычай посещать спрятанную в горах часовню в день праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Домик Девы Марии или «Марйам-ана эви» (в священной книге мусульман, Коране, мать Иисуса Христа названа Марйам) находится в 4 км от древнего Эфеса, на высоте 358 м. Он стоит в тени деревьев, на вершине холма, с которого открывается изумительный вид на окрестности. Единственным звуком, нарушающим тишину этих мест, является пение птиц. Кстати, сам холм по-турецки называется Бюльбюльдагы, что означает Соловьиная гора.
История распространения христианства оставила в Эфесе еще одно свидетельство. Это памятник христианским мученикам, который называют часто «Семь спящих юношей». Легенда восходит к временам правления императора Деция (294—251), боровшегося с возрастающим влиянием новой религии и делавшего попытки возродить старые культы. Все подданные империи должны были доказать свою благонадежность, публично принося жертвы богам и духам. Непокорных не спешили казнить (чтобы христиане не подавали пример стойкости духа своим братьям по вере, ибо мученичество очень почиталось). Их заключали в тюрьмы, а там подвергали изощренным издевательствам и пыткам. В легенде рассказывается, как при императоре Деции в Эфесе семь юношей были брошены в подземелье на долгую мучительную смерть. Когда через 200 лет, при Феодосии II, темницу открыли, то обнаружили, что мальчики остались живы. Все это время они спали.
|
|
|